|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 4-я
2 января 1910 г. Святки


Вначале Господь сотворил мир невидимый, т.е. ангелов. Блаженные духи разделялись на девять чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господствия, Власти, Силы, Начала, Архангелы и Ангелы. Но сотворенные духи не все сохранили верность Богу; третья часть отпала от своего Создателя и из благих сделалась злыми, из светлых – мрачными. Чтобы возместить потерю, сотворен был человек. Теперь люди, работающие Богу, по кончине вступают в лик ангелов и, смотря но заслугам, становятся или просто ангелами, или архангелами и т.д.
Этот видимый мир будет стоять до тех пор, пока пополнится число, а тогда – конец (Откр. 6, 9–11). Неизвестно только, когда наступит это время, завтра или через год, или через миллионы веков. Дай, Господи, нам всем войти в это число, чтобы вовеки пребывать со Спасителем нашим.
Но чтобы войти в Царство, прежде всего надо быть смиренными. Как же получить смирение? Как научиться этому великому искусству? Надо молить Господа о ниспослании нам этого дара. В одной из вечерних молитв мы читаем: “Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание” . Смирение уподобляет нас Самому Богу, который “смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя” (Флп. 2, 8). Сам Господь является учителем смирения: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем” (Мф. 11, 29). Смирение можно стяжать посредством послушания. Человек, подчиняющий свою волю духовному руководителю своему, побеждает гордость и приобретает смирение. Оттого-то людям, особенно монахам, послушание необходимо.
Известен следующий случай : в одном пустынном месте подвизался Старец. Однажды к нему пришел молодой инок, прося взять его на совместное жительство для обучения добродетелям. Старец согласился с условием, что инок будет ему безпрекословно повиноваться. Однажды Старец велел своему ученику взять сухую палку, воткнуть ее в землю на расстоянии пяти верст от их келлий и каждый день ходить поливать ее. Инок все исполнял в точности. Каждый день поливал он эту палку и для этого ему приходилось идти десять верст по раскаленной солнцем пустыне с тяжелым ведром в руке. Дух зла, не переносящий смирения, начал соблазнять подвижника такими помыслами: что ты делаешь? Зачем слушаешь безумного Старца? Ты оставил монастырь, чтобы научиться высшим добродетелям, а он заставляет тебя исполнять нелепейшее, никому не нужное дело. Но инок не поддался этим искушениям, презрев в них козни врага, и продолжал безропотно нести свое послушание.
Раз пришел он поливать свой сук и ужаснулся: на месте его раскинулся великолепный оазис. Финиковые пальмы высоко поднимались к небу, более нежные растения росли под ними, защищенные тенью пальм от палящих лучей солнца, а посреди оазиса был источник чистой, прозрачной воды. Вне себя от радости и удивления пришел инок к своему Старцу и воскликнул: “Отче, ты совершил чудо!” – и рассказал ему все подробно.
Выслушав его, Старец заметил: “Чадо, это не я совершил чудо, а ты своим послушанием. Знай: ничто так не приятно Богу, как полное послушание без рассуждений, т.к. оно дает человеку смирение, а это есть верх добродетелей. Зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5, 5; Притч. 3, 34; Иак. 4, 6).
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .